- Автомобильная промышленность
- АВТОМОБИ́ЛЬНАЯ ПРОМЫ́ШЛЕННОСТЬ. К нач. войны в СССР было создано специализир. автомоб. произ-во, налажен крупносерийный и массовый выпуск автомобилей. В 1937 СССР занял 6-е место в мировом выпуске автомобилей, а по произ-ву грузовых автомашин 2-е место в мире и 1-е место в Европе. Среди ведущих пр-тий А. п. Московский автомобильный завод (ЗИС), Горьковский автомобильный завод, з-ды в Ярославле, Рыбинске, Ростове-на-Дону и другие. Перед войной А. п. выпускала 3 осн. типа грузовых автомобилей (1,5 т, 3 т и 5 т), 2 типа трёхосных грузовых автомобилей (ГАЗ-ААА, ЗИС-6), 2 типа автобусов и 3 типа легковых автомобилей.
В годы войны почти все автомобили направлялись в действ. армию (см. Автомобили военные). С нач. войны в связи с недостаточной приспособленностью выпускаемых автомобилей к фронтовым условиям особое значение придавалось улучшению их качества, повышению грузоподъёмности и проходимости. С 1943 А. п. стала производить новые типы армейских автомашин на Моск. автозаводе в короткий срок было освоено произ-во машин повышенной проходимости, полугусеничных тягачей ЗИС-42, на Горьковском автозаводе легковых автомобилей ГАЗ-67 и другие. Решающую роль в обеспечении фронта автомашинами в годы войны сыграли Горьковский и Моск. автозаводы, на долю к-рых приходилось св. 90% общесоюзного произ-ва автомобилей. На пр-тиях А. п. изготовлялись также арт. тягачи и спец. машины бензовозы, походные мастерские, походно-зарядные станции и т. д. Ярославский завод в нач. 1943 был целиком переключён на выпуск арт. тягачей Я-12, сыгравших большую роль в повышении мобильности войск. На базе эвакуир. оборудования Моск. автозавода на Урале и в Поволжье были созд. Миасский автомоторный з-д (с 1944 Уральский автомобильный завод с полным циклом производства, ставший дублёром Моск. автозавода по выпуску трёхтонных грузовиков), Челябинский кузнечно-прессовый и рессорный з-д, Южноуральский з-д радиаторов и автомоб. арматуры (в Шадринске) и Ульяновский автомобильный завод (с цехом шасси и гл. конвейером). Все эти з-ды были между собой кооперированы. На Востоке был созд. ряд заводов-смежников. Новые центры автотракторного электрооборудования образованы в Зап. Сибири. Значительно расширился карбюраторный з-д в Поволжье. На базе эвакуированного оборудования в Поволжье, на Урале и в Зап. Сибири выросло производство шарикоподшипников.
На автомоб. з-дах помимо выпуска автомашин было налажено произ-во танков и многих деталей и узлов разл. видов вооружения, а на з-дах, изготовлявших детали к автомобилям, стрелкового вооружения. В связи с переводом пр-тий отрасли на выпуск воен. продукции и эвакуацией Моск. автозавода в 1-м квартале 1942 наблюдался самый низкий уровень объёма произ-ва, но со 2-го квартала начался рост произ-ва, продолжавшийся до кон. войны. В 1945 выпущено 74,7 тыс. автомобилей (51,4% от довоен. уровня), в т. ч. грузовых 68,6 тыс. (50,4% соответственно). Довоен. уровень произ-ва автомобилей был превзойдён в 1948.
Большой вклад в развитие отрасли в годы войны внесли нарком Сравни маш-ния С. А. Акопов, в ведении к-рого находилась А. п., директора пр-тий (И. А. Лихачёв, И. К. Лоскутов, П. И. Шварцбург, К. Д. Дурнов и другие.), конструкторы и учёные (акад. Е. А. Чудаков и другие.). В А. п. раньше, чем в др. отраслях маш-ния, применён поточный метод произ-ва. В 1943 по этому методу начали работать Моск. автозавод, а затем почти все пр-тия А. п., что способствовало увеличению выпуска продукции. В отрасли с первых дней войны развернулось соцсоревнование за быстрейшее и качественное выполнение воен. заказов. Отд. пр-тия А. п. награждены орденами, коллективы ряда пр-тий получили на вечное хранение Переходящие Кр. Знамёна. Тысячи работников отрасли за самоотверженный труд в годы войны награждены орденами и медалями.
Лит.: Абрамович А. Д., Краткий очерк развития автомоб. пром-сти и автомоб. транспорта в СССравни М., 1958; Устинов Е., Лирмaн H., Сов. автомобилестроение в период Вел. Отечеств. войны 19411945 гг., М., 1975.
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985.